Re:?

(no subject)

Баптисты - загадочные люди. По крайней мере, те баптисты, которых преследовало кровавое КГБ в кровавые советские времена. Поговорить с ними - был тот еще труд. Всегда оставалось впечатление, что разговариваешь если не с резидентом иностранной разведки на самой грани его разоблачения (т.к. по напряженности в человеке все время кажется, что взвешивается каждое твое и его слово, как и еще куча факторов и он вот-вот выхватит пистолет и начнет отстреливаться), то, по крайней мере - с зашедшим из лесу партизаном. Вот приезжала из славных северо-американских штатов Америки девушка Сара по линии корпуса мира, общался я с ней, легко и спокойно, лишь только перед самым ее отъездом полтора или два года спустя, узнал, что она хоть и еврейка, но вполне себе баптистка. Нормальный, живой, очень открытый и интересующийся окружающим миром человечек. А вот наши... Селились они во всяких тугаях. Даже когда пошли послабления и всем на все стало плевать, памятник злобному КГБ скинули на известной площади, да еще и заграница это оказалось. Скажем, самаркандские армяне быстро построили небольшую, уютную и красивую церквушку в самом центре города, не то, чтобы там, где шумит Мраморный рынок, а чуть в сторонке, где тихо, спокойно и домики периода русской колониальной застройки. Баптистские церкви тоже открываться стали тогда. Именно церкви, потому что несколько. Но, следуя десятилетним традициям, размещаться стали не там, где ходит общественный транспорт, а там, где баптисты старались селиться всегда - в районах типа "За линия" (за железнодорожным вокзалом, понятно, "Ну что там делать, вечером, скучно там, там рожу бьют, да цыгане пьяные пристают все время, с паленым коньяком да левой анашой"), поселок "Супер" (при химзаводе) и прочих "Шанхаях" (недалеко от центрального кладбища). В общем, антураж мест весьма угадывается, достаточно сказать, что я побывал в этих районах лишь годам так 20-23-м своей практически постоянной тогда в Самарканде жизни, когда сошли на нет все эти молодежные неформальные движения. Иначе рожу могли набить гарантировано.

Тот же район "залинии" был вообще колоритный. Проживали там самые разные люди. Те же цыгане, армяне, потомки сосланных кулаков, работники министерства путей сообщения и работники ножа и топора - жили, уживались, дрались, женились, вставали по гудку, брали рашпиль и шли толкать поезда, строили всей улицей водонапорные башни из кирпича и шли охотиться на голубей на мелькомбинат по соседству с целью жарки этих голубей и употребления под хороший 73-х градусный самогон из винограда.

Вот и мой друг, Гена, был родом оттуда. Он был или из семьи железнодорожников, или его дедушка, воевавший в Красной Армии и умевший с одного удара саблей рубить белогвардейцев и басмачей на две половинки, решил, что тут тепло и фруктов много, посему можно жить, или пока дедушка рубил, бабушку раскулачили и сюда сослали. Но жили они как раз у самого начала этой "залинии", да так, что через забор от них жили самые натуральные баптисты. Т.е. на улице все знали, что там живут баптисты, даже людей видели иногда, а больше ничего не знали, потому что поведение людей было такое, что контактов с окружающими они избегали. Ну и ладно, жили себе и жили, проблем не создавали, но пришли к ним, Гениным дедушке с бабушкой однажды злобные и кровавые кгбшники по этому поводу. Достали свои красные книжки, предъявили и сообщили, что в связи с уникальным расположением их двора вообще и гаража в частности, будет тут организована тайная наблюдательная точка за их соседями, которые баптисты и занимаются антисоветской подрывной деятельностью. Тем более, что они в последнее время резко активировали свою подрывную работу.

Дедушка их выслушал, удостоверения посмотрел, после чего взял лопату и сказал, что сначала он на них, работников спецслужб, спустит собаку (немецкая овчарка, один штук, умная), потом вот этой вот лопатой докромсает то, что осталось, потому что раньше он разрубал белогвардейцев своей саблей напополам и сейчас лопатой тоже, наверное, справится. Потому что там, за стенкой, его соседи, а ему проблем с соседями не нужно. Вреда от них нет и все на этом.

Так и ушли работники спецслужб. Пошли они по другим домам на этой улице и всюду им точно так же обломилось. Но следить то за подрывными элементами надо было? И тогда они нашли выход. Через дорогу стояла высокая каланча на территории какого-то хлопко-поездо-погрузочного пункта. Вот там они и засели, благо, что двор с баптистами оттуда просматривался как на ладони.

Но это не тот район, где можно играть в шпионов. О том, что на этой вышке сидят кгбшники сразу узнали все вокруг. Как и узнали, за кем они следят. Для местного люда это превратилось в развлечение. Ну, примерно как если бы к ним приехали снимать третью серию "Неуловимых мстителей". Вечерами народ собирался на улице и внимательно смотрел на окошки каланчи, обсуждая сложности чекисткой работы, а днем детишки громко кричали: "Ой, вон, фотоаппарат виден!".

Продержались наблюдатели неделю. Потом собрались и ушли. Баптистов больше никто не беспокоил, но они все равно продолжали жить замкнуто, только здороваясь с окружающими и больше никак не общаясь.

А вот если посмотреть с террасы моего дома, то через сад и еще один соседский сад виден большой зелено-оранжевый дом, рано утром из него выходят два дворника и начинают убирать перед домом, снег ли, листья ли. Деловито и сосредоточено. Иногда выходит явно хозяйка и дает им указания. Дом построен на "рельефе", поэтому видно, как на заднем дворе в аккуратной загородке бродят куры, а женщина, из прислуги, туда иногда бегает и проверяет, а рядом - за железной решеткой с замком, стоят бочки с горюче-смазочными материалами. В общем, порядок и добротность во всем. Но мой нюх, натренированный долгими годами, старательно подсказывает - там все не так просто. Чую я этот запашок закрытости, которая есть в этих людях. И не удивляюсь, когда меня останавливает на улице старушка благообразная в платочке и спрашивает: "Милок, а как пройти в церковную лавку? Есть тут где-то у вас она?", а спутница ее одергивает и тащит в ту сторону, бормоча: "Зачем спрашиваешь? Сказано тебе было: не спрашивать соседей! Сами найдем! В 19-й дом нам, найдем!".
Хочешь, баптисскую обложку для паспорта подарю?
Еще остались? А ее кошерно натягивать на зеленый узбекский паспорт?
У тебя трефной узбекский паспорт? Вообще шикарно! Менты будут в восторге.
Могу еще на вид на жительство натянуть. Оно тоже зеленое :)